Жителей Орловской области предупреждают о росте числа подделок, которые используют мошенники. Важная информация появилась на сайте регионального правительства. С развитием технологий сложность изготовления разного рода подделок снижается. Многие фальшивки для кибермошенничества можно «собрать» за 15 минут, не вставая с дивана.
Разбираемся, что могут подделать мошенники:
- документы и доверенности: мошенники фальсифицируют внутренние паспорта, удостоверения, нотариальные доверенности, приказы и распоряжения органов власти, чтобы создать иллюзию законности своих действий, завоевать авторитет или создать ощущение срочности;
- аккаунты в соцсетях и мессенджерах: злоумышленники создают копии профилей или взламывают имеющиеся аккаунты, чтобы выдавать себя за владельца аккаунта от его имени просить у доверяющих ему людей переводы, ссылки или данные;
- сайты: создаются копии портала «Госуслуги», сайтов банков, онлайн-магазинов, пользователя под разными предлогами вынуждают вводить там логины, пароли, данные карт или устанавливать вредоносное программное обеспечение;
- номера телефонов: мошенники маскируют свой номер телефона под официальный, чтобы собеседник поверил, что ему звонят из какой-то организации;
- письма, сообщения и QR-коды: рассылают сообщения якобы от портала «Госуслуги», банков, организаций сферы ЖКХ со ссылкой или QR-кодом для перехода на поддельный сайт, где собирают персональные данные и финансовую информацию;
- телефонные звонки: звонят якобы из банка, компании-оператора связи, полиции или организации ЖКХ и запрашивают SMS-коды, резервные пароли или предлагают установить «программное обеспечение для проверки», чтобы получить доступ к учётным записям или деньгам;
- приложения: жертв обмана убеждают установить фейковое приложение портала «Госуслуги», банка или другого сервиса, которое содержит троян и даёт злоумышленнику контроль над устройством, чтобы видеть данные пользователя или перехватывать SMS;
- видео- и аудиозаписи: с помощью ИИ создают видеоролики или записи голоса, имитирующие изображение или голос реального человека – например, руководителя или родственника;
- техподдержку: создаются целые ложные колл-центры и службы технической поддержки по телефону или мессенджеру, которые предлагают «помочь», а в итоге жертва сама устанавливает вредоносное ПО и передаёт доступ к устройству или учётным записям;
- новости и медиа: злоумышленники создают фейковые новостные сайты, копируя оформление сайтов популярных СМИ, чтобы распространять ложную информацию для манипуляции общественным мнением или рынком.